Интеллектуальная собственность, которая в российском законодательстве определена термином «интеллектуальные права», – отдельная сфера деятельности для специалиста по управленческому консультированию.
Российские компании уделяют недостаточное внимание установлению и защите прав на интеллектуальную собственность, так называемые «нематериальные активы» (англ. intangible assets). Тем не менее в зарубежной научной литературе прочно утвердилось мнение, что именно нематериальные активы являются сегодня основой развития бизнеса по всему миру. При этом понятие нематериальных активов понимается в зарубежной практике бизнеса понимается широко. К ним относятся права на интеллектуальную собственность, сетевые ресурсы, квалифицированный персонал, научные коллективы, выдающиеся руководители и другие.
Приверженность руководителей российских компаний к созданию производственных баз, приобретению оборудования, строительству зданий и сооружений, наращиванию оборотного капитала в современных условиях может вызывать определенную критику. А почему российские бизнесмены не вкладывают средства в создание объектов интеллектуальной собственности?
В нашем государстве результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются (ГК РФ, ст. 1225):
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
14.1) географические указания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) (ГК РФ, ст. 1226).
Товарные знаки и коммерческие обозначения как средства индивидуализации являются одним из самых действенных средств борьбы за потребителя в условиях насыщенного рынка и жесткой ценовой конкуренции. Сегодня почти все товары продаются по собственными торговыми марками. Некоторые товарные знаки стали уже нарицательными: «памперс», «ксерокс», «фотошоп» и многие другие аналогичные «словечки» стали частью нашей обыденной речи. Отметим, что на продовольственном рынке названия некоторых продуктов в существенной степени искажают восприятие потребителей качества, скрывая низкое содержание натуральных компонентов (напр., мяса, цельного молока).
Произведения науки, литературы и искусства играют в нашей жизни значительно большее значение, чем нам думается. В эту категорию входят, например, лекции преподавателей в вузах, а также любые изображения, которые могут индивидуализировать товар, привлекать внимание, направлять действия и т.д.
Фирменное наименование во многих случаях является зонтичным брендом, которые определяет названия целого ряда торговых марок. Примеров много – SONY, Сбер, Яндекс. В более простых случаях фирменное наименование, которое не может быть передано другому лицу, создает уникальное конкурентное преимущество – отличительные свойства (надежность, качество, высокий уровень квалификации и др.), которыми конкурирующие субъекты не обладают.
Интеллектуальные права могут быть источником пассивного дохода для тех, кто придумывает инновационные идеи и предоставляет их для коммерческого использования. Это относится в равной степени и к авторским, и к смежным правам.
В рамках работы по управленческому консультированию можно предложить российским авторам, правообладателям и пользователям объектов интеллектуальных прав следующие направления взаимодействия:
1. Консультации по сущности и коммерческой ценности объектов интеллектуальных прав: какие объекты могут приносить доход, как установить (оформить) интеллектуальные права, как защитить их посягательств с стороны третьих лиц.
2. Коммерческое использование объектов интеллектуальных прав: авторские и смежные права, возможности получения дохода, исключительные и неисключительные лицензии, договор отчуждения исключительного права, договор авторского заказа. Простые и сложные объекты.
3. Юридическое оформление интеллектуальных прав: регистрация права, сопровождение сделок по отчуждению прав и предоставлению лицензии, коммерческие соглашения по использованию интеллектуальных прав, договоры франчайзинга / аренды торговой марки и др.
4. Определение стоимости объектов интеллектуальных прав: установление ставки роялти, единовременного взноса, ставки аренды. Расчет будущих доходов от использования объектов интеллектуальных прав.
5. Защита интеллектуальных прав, создаваемые научными или творческими коллективами. Защита авторских и смежных прав на служебные изобретения.
Приглашаю к сотрудничеству в сфере интеллектуальной собственности!